спорт

Всероссийский турнир по шахматам

 

Безопасность

на уроках физической культуры и соревнованиях

         Организуя и проводя урок физической культуры, особенно важно обеспечить его безопасность. Предупредить травму, научить самоконтролю при выполнении физических упражнений невозможно без знаний школьниками правил поведения на уроке и техники безопасности по различным разделам учебной программы. Однако всё предусмотреть нельзя. Даже при правильном планировании и знании таких правил травмы, к сожалению, случаются, тем самым нарушая плавное течение учебно-воспитательного процесса

Причинами травматизма на уроке физической культуры могут быть

  1. Некачественная организация занятий. Это недостаточное количество учебных площадей (спортивных залов, спортивных площадок, бассейнов), из-за чего уроки физической культуры, чаще всего в младших классах, проходят в рекреации — помещении, не оборудованном для данных занятий. Многие педагоги вынуждены проводить урок при наличии двух классов в одном зале или, что еще хуже, со старшим и младшим классами одновременно. Одной из косвенных причин травматизма может быть неправильно составленное расписание учебных занятий по физической культуре (доходит порой до казусов — три класса разновозрастных групп оказываются в одном спортивном зале!). В результате — отсутствие полноценного контроля за всеми учащимися из-за скученности. А ведь учителю надо вовремя увидеть ошибку, определить самочувствие занимающегося и в случае его ухудшения принять необходимые меры.
  2. Некачественная материальная база: физический износ оборудования, дефектные спортивный инвентарь и оборудование или наличие спортивных снарядов, не прошедших испытание на прочность. Сюда же относится и не соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям состояние спортивного зала (ветхие полы, протечки, плохое освещение и др.) или спортивной площадки (незакрепленные ворота, щиты, оградительные сетки).
  3. Низкий уровень квалификации учителей физической культуры. С одной стороны, это недостаточный опыт работы в школе, слабые знания педагогических основ и методик физического воспитания; с другой — нежелание пополнять свои знания изучением современных педагогических технологий, небрежное отношение к курсовой подготовке и учебе в институте. К тому же в последнее время увеличилось число учителей физической культуры без специального образования (например, уроки в начальной школе зачастую проводят неспециалисты, хотя именно здесь закладывается основополагающая ступень образования школьников).
  4. Слабый медицинский контроль. Это нехватка медицинских работников («приходящий» врач, отсутствие медицинской сестры, а значит, и возможности своевременно оказать квалифицированную медицинскую помощь по факту травмы и др.). В школах с большим запозданием происходит распределение учащихся по группам здоровья, в результате чего учителю физической культуры приходится начинать работу в I и XI классах с «котом в мешке» (уточняем — списки школьников по группам здоровья должны быть составлены, самое позднее, в конце августа, до начала учебного года).

Извлечения из Правил по охране труда в общеобразовательной школе

«О безопасности занятий по физической культуре и спорту»

        – администрация школы несет ответственность за подготовку мест занятий, за соответствие санитарно-гигиенических условий Требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10, за соответствие требованиям строительных норм и правилам СанПиН, за требования к расписанию уроков и соответствие количества мест площади спортивного зала, за качество учебно-воспитательного процесса по физической культуре;

       – учитель физической культуры несет ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся, за выполнение правил по безопасности занятий, за использование качественного и надежного оборудования, за санитарно-гигиенические условия мест проведения занятий и подсобных помещений (СанПиН 2.4.2.2821-10 и инструкция по охране труда ИОТ-018-023-98), за выполнение программы по физической культуре, за качество учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию.

Рекомендации по проведению уроков с акцентом на их безопасность

        Профилактика травматизма на уроках физической культуры является одной из важнейших задач. В грамотном решении данной задачи скажется хорошая подготовка учителя к уроку, которая невозможна без ее добротного обеспечения соответствующей документацией.

       Учебная документация учителя физической культуры

  1. Программа по физической культуре.
  2. Образовательный стандарт общего образования по физической культуре (начальная школа, основная школа).
  3. Учебный план, годовой план-график, тематическое планирование по четвертям, планы-конспекты уроков.
  4. Требования к уроку. Анализ урока.
  5. Учебные нормативы, график и нормативы тестирования.
  6. Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу, а также выпускников основной школы.
  7. Правила по предупреждению травматизма на уроке физической культуры и при выполнении домашних заданий.
  8. Образцы домашних заданий.
  9. Методическая литература, раздаточный, дидактический материал (наглядные пособия, карточки).
  10. Протоколы контроля учебных нормативов, навыков и умений.
  11. Протоколы тестирования физической подготовленности.
  12. Информационно-наглядные стенды.                                                                                        Документация по охране труда и технике безопасности
  13. Должностная инструкция.
  14. Инструкция по технике безопасности о проведении занятий на спортивных сооружениях (спортивный зал, спортивная площадка).
  15. Инструкция по технике безопасности о проведении спортивно-массовых мероприятий, походов, дней здоровья.
  16. Паспорт  спортивного зала.
  17. Паспорт спортивной площадки.
  18. Акт-разрешение на проведение занятий по физической культуре и спорту в спортивном зале.
  19. Акт приемки спортивных сооружений на готовность к новому учебному году.
  20. Журнал регистрации результатов испытаний спортивного инвентаря и оборудования.
  21. Журнал инструктажа по технике безопасности для учащихся 1 – 9 классов.
  22. Журнал регистрации травм.
  23. Инструкции по технике безопасности и охране труда при проведении занятий по разделам учебной программы:

    лыжная подготовка — ИОТ-29,

    спортивные игры — ИОТ— 30,

    легкая атлетика — ИОТ-28,

    гимнастика — ИОТ-27,

     соревнования — ИОТ-31,

    туристские походы — ИОТ-33,                                                                                                                               24        Правила оказания первой доврачебной помощи вместе с аптечкой                                              25  Списки по физкультурным группам и группам здоровья.                                                                       26  СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г.